КАК ЗАТОЧИТЬ КАРАНДАШ - Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры

Перейти к содержимому

Главное меню

КАК ЗАТОЧИТЬ КАРАНДАШ

Интересное

Текст взят из книги "Искусство карандашного рисунка" автор Э. У. Уотсон.(Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Попурри», 2004)

Карандаш не предназначен для тонального заполнения больших пространств, что легко осуществимо при работе кистью, однако на ограниченной площади карандашом можно добиться прелестных переходов тона и игры цвета, что дает карандашу превосходство над другими изобразительными средствами. Чтобы максимально использовать все возможности карандаша, нужно заточить грифель таким образом, чтобы острие было скошено, если, конечно, скос можно назвать острием. Скос получается, если, держа карандаш в естественном положении для письма или рисования, стереть его, водя кончиком по куску бумаги, как показано на рисунке 1. Если вы хотите этого добиться, то карандаш не должен изменять положения, пока ширина штриха не станет равной диаметру грифеля. У мягких грифелей больший диаметр, поэтому и штрихи получаются более широкими. Карандаш, заточенный таким образом, кардинально отличается от карандаша, острие которого заточено в форме лопатки и которым очень неудобно пользоваться.
Если в процессе работы над рисунком вы отложите карандаш, а затем начнете рисовать снова, то для получения одинакового штриха нужно, чтобы карандаш в руке принял то же положение, что и раньше, а скошенное острие под тем же углом соприкасалось с бумагой. Поэтому к доске для рисования всегда должен быть прикреплен клочок бумаги для пробы карандаша. Точно так же на отдельном куске бумаги пробуется кисточка с акварелью, чтобы убедиться, что на ней именно тот цвет, который нужен.
Если проложить несколько листов бумаги между твердой доской и рисунком, то полученная упругая поверхность позволит острию карандаша чуть глубже резаться в бумагу и приведет к более четким штрихам. У штрихов будут явно выраженные края. Это важное условие для работы в технике широкого штриха, как очень точно ее называют. Другое название этой техники
карандашная живопись.
Овладение техникой широкого штриха требует практики. Нужно заполнить множество листов, тренируясь и экспериментируя со штрихом, чтобы поскорее приблизиться к достижению цели. Скошенное острие карандаша, которое используется в технике широкого штриха, может создавать и резкие тонкие линии, если карандаш повернуть.



Рис. 1. Подготовка карандаша для работы в технике широкого штриха.
Техника широкого штриха — самый естественный метод рисования карандашом, поскольку именно он позволяет использовать максимальную ширину грифеля. Чтобы подготовить карандаш, нужно стачивать его острие на кусочке мелкозернистой наждачной бумаги (или любой шероховатой бумаги) до тех пор, пока грифель не приобретет форму 3. Начните с того, что заточите карандаш, как показано в позиции 1, не только срезав деревянную оболочку вокруг грифеля, но и сузив сам грифель. Затем водите острием по бумаге, пока оно не станет плоским, пригодным для рисования в технике широкого штриха. (2 и 3). Если острие карандаша повернуть, то им можно проводить тонкие линии (4).

Рис. 2. Палитра тонов.
Эта палитра может служить ключом, подсказывающим, как использовать каранда¬ши разной степени твердости — от твердого до мягкого. Вряд ли вам придется в од¬ном рисунке использовать все типы карандашей. Обычно достаточно трех, макси¬мум четырех карандашей различной твердости.







Назад к содержимому | Назад к главному меню