СКРУЧЕННАЯ РАСТУШЕВКА - Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры

Перейти к содержимому

Главное меню

СКРУЧЕННАЯ РАСТУШЕВКА

Интересное

Текст взят из книги "Искусство карандашного рисунка" автор Э. У. Уотсон.(Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Попурри», 2004)

Скрученная растушевка (или растушка) — это короткая, плотно скрученная палоч¬ка из бумаги с конусообразными концами. Она предназначена для растирания тонов карандаша, угля или мелка. Пользоваться ею нужно умеренно, потому что чересчур сильно растертые штрихи карандаша портят ту свежесть, которая и является особым очарованием карандашного рисунка. На рисунке 6 показано, как растушевка меняет вид штрихов, размывая их.
До сих пор я в основном говорил об одном из методов рисования карандашом
технике широкого штриха. На рисунке 7, где изображен медный клапан, видно, что полированные предметы лучше всего передаются, когда для проработки цвета используется более или менее остро заточенный грифель, кое-где очень осторожно растушеванный скрученной растушевкой или пальцем, чтобы добиться эффекта характерно гладкой поверхности. Но рядом с гладкой, мягкой техникой есть место и для работы штрихом, чтобы оживить рисунок и не дать ему превратиться в фотографическое отображение.
Отполированная шарообразная поверхность прекрасно отражает свет. Кроме блика, передающего свет, падающий из окна магазина, где был сделан рисунок, все остальные пятна света смазаны и плавно переходят в темные. Как я уже говорил, штрихи в рисунке почти незаметны, кроме нескольких сильных линий там и тут, служащих, чтобы вызвать ощущение вибрации. Несколько белых штрихов
просто белая бумага, а не очищенное место, как это могло быть, если бы бумага была матовая. Для этого рисунка я использовал бумагу «Alexis» фирмы Strathmore.
Вполне возможно, что в исполнении рисунка принимал участие и сверхмягкий ластик, осветлявший тон путем прижатия, но не трения. Чтобы убирать грифель таким образом, ластик должен быть очень мягким и гибким.
(Абстракция на рисунке 8 также была выполнена скорее острым грифелем, чем скошенным, необходимым для широкого штриха.)


Рис. 6. Скрученная растушевка.
Скрученной растушевкой (плотно скрученной конусообразной полоской из бумаги) нужно пользоваться умеренно. Если использовать растушевку чересчур свободно, то это может разрушить свойства, характерные для рисунка карандашом.

Рис. 7. Медный клапан.

Карандаш идеально подходит для. передачи тонких, почти неуловимых тональных переходов ярко отполированной- меди. Я использовал карандаши 5В, 4В и 2В и чуть шероховатую бумагу.


Рис. 8. Абстракция.
Я редко делаю карандашом рисунки такого рода. Этот рисунок, один из серии подобных, был выполнен для производителей карандашей «Eldorado», чтобы продемонстрировать разнообразие технических возможностей карандаша. Технику, примененную в этом рисунке, можно назвать полу фотографической, относительно мягко передающей текстуру. Этот метод весьма трудоемок, но, начав работу над серией, я с удивлением обнаружил, насколько он захватывает. И, как вы видите, даже при использовании такой нетипичной для карандаша техники его характерные особенности не полностью смазаны. Вся серия абстрактных рисунков была создана на толстой белой бумаге для рисования тремя или четырьмя карандашами разной твердости. В основу некоторых рисунков, как и в основу приведенного здесь, были положены хорошо знакомые формы, /другие формы были совершенно абстрактными. Изготовленные конструкции помещались в коробку и освещались лампочкой 150W, чтобы добиться интересной игры, света и тени.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню