УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И РАЗНОСТОРОННОСТЬ КАРАНДАША - Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры

Перейти к содержимому

Главное меню

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И РАЗНОСТОРОННОСТЬ КАРАНДАША

Интересное

Текст взят из книги "Искусство карандашного рисунка" автор Э. У. Уотсон.(Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Попурри», 2004)

Много лет назад мне посчастливилось провести неделю в городке Уэлс, расположенном в Англии в графстве Сомерсет. Я сделал там много рисунков, на большинстве из которых изображен великолепный собор, которым славится город. Архитектурное сооружение, такое как собор в Уэлсе (рис. 9), настоящий вызов для художника, который, как я, рисует, не пользуясь ни линейкой, ни другими вспомогательными средствами. Тот факт, что я, пусть и очень кратко, изучал архитектуру, оказал мне неоценимую услугу при работе над этим сюжетом.
Для рисования я всегда стремлюсь выбрать то время дня, когда сочетание света и тени наиболее благоприятно для передачи объекта, хотя иногда по той или иной причине это и не очень удобно. На этот раз я приступил к работе воскресным утром. Местом, с которого открывался наилучший вид на собор, оказалась самая середина дороги, ведущей к соборной арке. Дорога вскоре заполнилась людьми, спешащими на утреннюю воскресную службу, и я оказался на их пути. Но эти добродушные люди (а я всегда и не без оснований считал англичан таковыми) спокойно обходили меня, что не создавало им особых проблем. Я рке давно привык рисовать, не обращая внимания на зрителей, которые иногда стоят сзади, заглядывая через плечо. Это меня не беспокоит, главное
чтобы не нужно было отвечать на вопросы чересчур любопытных наблюдателей.
Первым шагом в работе была, конечно, тщательная проработка собора в светлых линиях, что затем позволило мне перейти к свободной работе над тоном. Но еще до того, как провести первую линию, я не раз во время предыдущих визитов обдумывал и представлял себе, какие тональные эффекты смогут наилучшим образом передать мои впечатления от собора.
Работа, как обычно, началась с передачи наиболее темных мест
в данном случае с затемненных арок и нескольких черных стекол в окнах. Ограничив таким образом тональность рисунка, я продолжил работу в соответствии с установленными тональными рамками.
Одной из важных частей рисунка является освещенная солнцем стена, справа от главной арки. Было необходимо оставить ее белой, чтобы усилить эффект, подчеркнуть, насколько ярко солнце освещает сооружение. Белый цвет вообще очень важен для рисования. Обратите внимание, например, на белые акценты у оснований арок. Эти места оставлены белыми совершенно произвольно, в действительности же арки серые от основания до верха.
Рисуя карандашом, следует избегать фотографической точности изображения, потому я и отклонился от правды, введя белое пятно над верхним левым окном и изменив тон участка стены над маленькой аркой, справа от главной, что сделало ее более интересной. Этот прием хорош и тем, что помогает изящно «выйти из рисунка». Слева «выход» достигается переходом на технику открытого штриха. Передача ощущения солнечных лучей, врывающихся в картину над левой аркой, еще более усиливают впечатление, что собор залит солнечным светом, однако здесь главное
не перестараться.
Важность и уместность темного пятна
свешивающейся через забор плетущейся виноградной лозы станет для вас очевидна, если вы ради эксперимента закроете его кусочком белой бумаги.
Хочу обратить ваше внимание на то, как изображена дорога (на мой взгляд, она на рисунке удалась): очень темная под аркой, она, выходя из под нее, постепенно светлеет и завершается свободными открытыми штрихами.
Позвольте мне еще раз вернуться к стене, расположенной справа от арки. На фотографии она получилась бы однотонно серой, хотя кое-где цвет мог быть немного изменен светом, отраженным от соседних стен. На моем же рисунке тональное решение совершенно другое: тона переходят от очень темного в верхней части арки к более светлым тонам над аркой и вновь становятся темными в самом верху, потому что я решил, что там уместен контраст.
Я очень подробно остановился на этом рисунке, потому что в нем воплощены многие качества карандаша, свидетельствующие об универсальности и силе экспрессии этого изобразительного средства в передаче на бумаге архитектурных сооружений. К тому же мне нравится говорить о сюжетах, которые я всегда вспоминаю с удовольствием и восхищением.


Рис. 10. Разрушенные колонны, храм Зевса.
Рисунок был сделан прежде всего для того, чтобы продемонстрировать потенциал карандаша при рисовании энергичными широкими штрихами, черным, как смоль, цветом (такой цвет вы видите под архитравом, поддерживаемым колоннами с коринфским капителями). Матовая бумага, такая как «Video» и «Media», лучше всего подходит для передачи очень темных тонов, но она хороша и для более светлых. Обратите внимание на резкие линии, которыми нарисован архитрав. Нетронутые белые линии внутри затемненных каннелюр колонн вносят свой вклад в эффектность рисунка.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню