НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ - Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры

Перейти к содержимому

Главное меню

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Интересное

Текст взят из книги "Рисунок и живопись: Учеб. пособие" Ю.М. Кирцер  (издательство Высшая  школа)

Рисунок это изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, назначению, технике и характеру исполнения.
Как правило, рисунок выполняется одним цветом. Различными сочетаниями пятен и линий, комбинацией штрихов в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Выполненный на высоком профессиональном уровне рисунок имеет самостоятельную художественную ценность.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. По назначению рисунок может быть научно-вспомогательного, прикладного, технического характера или изобразительным. Исключительное значение имеет рисунок как средство познания и изучения действительности. Как в речи человека и в письменности, так и в рисунках отражается процесс мышления и общения с другими людьми. Рисунок является частью культуры, формирует и развивает мышление.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (14751564) писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок источник и корень всякой науки»
Любой предмет может стать объектом изображения, но люди по-разному воспринимают окружающий их материальный мир. Это зависит от воспитания, общего развития, культурного уровня, рода занятий. Хотя органы зрения дают любому человеку возможность ощутить разнообразные качества предметов форму, цвет, пространство, движение и покой, зрительное восприятие художника особо обострено. Для художника рисунок служит средством познания внешнего мира и одновременно предметно-образным языком, при помощи которого он делится со зрителем тем, как он оценил и осмыслил увиденное. В процессе обучения изобразительному искусству рисунок является ведущей дисциплиной.
Умение грамотно рисовать необходимо любому квалифицированному рабочему, так как рисунок лежит в основе не только изобразительного (живопись, графика, скульптура), но и других видов пластических искусств, в том числе прикладного, декоративного и оформительского творчества.
Цель учебного рисунка состоит в том, чтобы, развивая зрительное восприятие и объемно-простран- ственное мышление, научить посредством рисунка решать образные и материально-практические задачи в процессе «овеществления» композиционного замысла. Рост мастерства квалифицированного рабочего зависит и от того, насколько он усвоил правила и овладел техникой реалистического рисунка.
Начинать учиться рисованию надо с простых по форме предмете. От простого к сложному таков принцип овладения навыками изобразительной грамоты в школе реалистического искусства.
Замечательный художник Марк Шагал (18871985) считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учебы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же».
От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких больших художников, как Ч. Ченино, Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др. (рис. 1).

Большой вклад в русскую школу рисунка внесли художники и педагоги Петербургской академии художеств второй половины XVIII
начала XIX в.: А.П. Лосенко (17371773), Г.И. Угрюмов (17741823), А.И. Иванов (17761848), А.Е. Егоров (17761851), В.К. Шебуев (17771855), К.П. Брюллов (17991852), И.Н. Крамской (18371887) и др. Большое влияние на развитие методики преподавания оказал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков (18821919). Многое для развития методики учебного рисунка сделали известные художники-педагоги: Д.Н. Кардовский (1866 1943), В.Е. Савинский (18591937), В.А. Фаворский (18861964), A.A. Дейнека (18991969) и др. Вопросы учебного рисунка нашли дальнейшее развитие в теоретических трудах Н.Э. Радлова (1889 1942), А.О. Барща (18971971), H.H. Ростовцева и др.
Богатый опыт отечественной и мировой школы изобразительного искусства, основанный на традициях реалистического рисунка, учит: чтобы уметь понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, надо овладеть эстетической культурой. Обучение основам изобразительной грамоты требует напряженной работы ума и чувств. Успехи в учебе и творчестве не приходят сами собой. Путь к ним через трудолюбие и упорство.
Прежде чем приступить к практическим занятиям по рисунку, познакомимся с общими методическими положениями, лежащими в основе теоретических знаний, а также с материалами, приемами и способами работы, изобразительными средствамивсем тем, что поможет в приобретении навыков изобразительной грамоты.


Школа рисунка, курсы живописи

Рис. 1 Альбрехт Дюрер

Назад к содержимому | Назад к главному меню