МАТЕРИАЛЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ - Школа рисунка, курсы живописи, уроки скульптуры

Перейти к содержимому

Главное меню

МАТЕРИАЛЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Интересное

Текст взят из книги "Рисунок и живопись: Учеб. пособие" Ю.М. Кирцер  (издательство Высшая  школа)

 

Существуют разновидности технических материалов, применяемых в учебном рисунке: сухие красящие веществауголь, сангина, цветные мелки, соус; жидкие красящие вещества тушь, чернила, черная акварель, морилка; фломастеры, кисти и перья различной формы.
Для начинающего рисовать наиболее пригоден обычный простой карандаш со свинцовым графитным стержнем. В зависимости от учебной задачи подбирают карандаш соответствующей твердости или мягкости. Он наиболее удобен для начального обучения, так как графит хорошо ложится и держится на бумаге, легко стирается мягкой резинкой. Острым концом графита можно провести тончайшую линию, а боковой поверхностью
широкие штрихи и пятна.
Приступая к учебному рисунку, следует заранее подготовить несколько карандашей различной твердости или мягкости, например «Конструктор» Т, ТМ, М, 2М (Т
твердый, ТМ твердо-мягкий, М мягкий, 2М более мягкий). На карандашах фирмы «Кохинор» аналогичным обозначениям соответствуют Н, 10 НВ, В, 2В и т.д. Очень мягкими карандашами типа 5М пользуются в основном для набросков.
Начинать работу независимо от качества карандаша надо легко, без сильного нажима, иначе это приведет к нарушению поверхности и фактуры бумаги, рисунок будет выглядеть неопрятным. Не следует злоупотреблять резинкой, втирая карандаш в бумагу. Ошибочные линии и пятна убирают ластиком только после того, как найдено более верное решение. Линии и штрихи карандаша, выполненные легким касанием, избавляют рисунок от излишней черноты, придают ему свежесть и прозрачность.
Затачивают карандаш конусообразно с одного конца, сохраняя указания номера, обозначающие степень твердости или мягкости графита. Чтобы правильно заточить карандаш, нужно на 25
30 мм сточить деревянную оправу и обнажить графит на 810 мм. Тонкий острый конец графита можно получить, аккуратно обрабатывая его ножом или используя наждачную бумагу, наклеенную на деревянную (фанерную) дощечку. Карандаши требуют бережного обращения. Упавший на пол карандаш может стать непригодным, так как его хрупкий графитный стержень окажется поврежденным.
Комплект материалов и принадлежностей необходимо иметь каждому начинающему рисовальщику.
Избирательно следует отнестись и к подбору бумаги. Для длительных учебных рисунков лучше подходит плотная белая бумага со слегка шероховатой поверхностью. Для краткосрочных рисунков и набросков, выполняемых мягкими материалами (очень мягкими карандашами, углем, соусом, сангиной), применяют самую разнообразную по качествам бумагу: газетную, оберточную, обойную или серую, на которой можно использовать мел. Для рисунков кистью потребуется плотная бумага (ватман), а для работы пером
гладкая, без шероховатостей, плотная белая бумага.
Рисунок выполняется только на одной стороне листа.
Для рисунков кистью или пером рекомендуется натянуть лист бумаги на планшет, что требует определенного опыта. Предварительно смочив бумагу с обратной стороны, ее кладут на планшет, расправляя от центра, а края приклеивают к торцам планшета. При высыхании бумага ровно и туго натягивается на планшет. На такой глянцевой поверхности можно рисовать, не беспокоясь, что на ней появятся волнообразные складки, какие бывают при работе жидкими красящими веществами.
Обычно для учебных рисунков используется бумага форматом 40x60 см ('/г стандартного листа чертежной бумаги). Мелованная бумага для этой цели непригодна, так как карандаш скользит по ее блестящей глянцевой поверхности, а попытка стереть линии резинкой приводит к тому, что графит размазывается, оставляя грязные пятна.
Чертежную или рисовальную бумагу лучше хранить в специальной папке, а не в рулонах. Листы, закрученные в рулон, плохо прикрепляются к мольберту.
Приступая к работе, прямоугольный лист бумаги прикрепляют кнопками к мольберту (рисовальной доске или планшету). Надо позаботиться также о складном ноже или скальпеле и мягкой резинке, разрезанной по диагонали. Острым углом резинки удобно устранять на рисунке ненужные линии и небольшие пятна. Примерный комплект принадлежностей для рисования показан на рис. 2.
Овладение техникой рисунка строится в основном на использовании графитного карандаша.
Лишь освоив правила и приемы рисования карандашом, можно познакомиться с другими рисовальными материалами и принадлежностями.
Перо. Для рисунка жидкими красящими веществами в старину использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм (рис. 3).
В зависимости от формы кончика пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.
Для перовой техники чаще всего употребляются тушь, чернила разных цветов, морилка, акварель. Работая пером, нужно постоянно очищать его влажной тряпочкой.
Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой. При этом не нужно забывать, что, прежде чем выполнять новые штрихи, следует дать подсохнуть ранее нанесенным линиям.
Рисунки, сделанные пером, трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от рисовальщика большой собранности, аккуратности, самодисциплины.
Приступая к рисунку с натуры, полезно выполнить ряд предварительных упражнений (рис. 4), которые послужат исходной основой для освоения техники рисования пером.
На рис. 5 показана зарисовка пером, где линии различной ширины сочетаются с мелкими штрихами.
Уголь—чрезвычайно податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других пород деревьев (длиной примерно 1012 см, диаметром 58 мм). В XIX в. получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель).
Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Их легко снять кусочком ваты или стряхнуть тряпочкой. Поэтому законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором.
В отличие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные, вязкие линии и трудно Удаляются даже резинкой.
Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.
Работая торцом угля и плашмя, меняя силу и поворот угольной палочки, направление штрихов, можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи (рис. 6).
Известны замечательные произведения, выполненные в технике рисунка углем: X. Гольбейна (1497
1543), Ж. Энгра (17801867), И.И. Шишкина(18321894), В.А. Серова (18651911), И.Е. Репина (18441938), Н.И. Фешина (1881 1955) и др.
Сангина, так же как и уголь, широко применяется в рисунке (рис. 7). Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо  растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками.
При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке.
Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется сангина теплого краснокоричневого тона, близкого к телесному.
Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относится сложность в передаче глубины теней.
Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483
1520), П.П. Рубенс (15771640), А. Ватто (16841721), Ж.О. Фрагонар (17321806), Ж.-Б. Шарден (16991779) и др.
Пастель
название не только материала, но и техники рисунка. Пастель представляет собой сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присущи матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, Долго сохраняющих первоначальную свежесть.
Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи.

15

Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне и другой основе. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают в застекленную раму.
Так называемая «чистая пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой.
Цвета пастели можно смешивать, нанося один цвет на другой и растирая их растушевкой или рукой.
Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: J1. Карраччи (1555
1619), X. Гольбейна, М.К. де Латур (17041788), Ж.-Б. Шардена, Ж.Э. Лиотара (1702 1789), Э. Мане (18321883), Э. Дега (18341917); в России И.И. Левитана (18601900), В.А. Серова, литовского художника М.К. Чюрлёниса (1875191 1); отечественных мастеровС.В. Малютина (18591937), В.В. Лебедева (18911967) и др.
Соус—жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8
10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворением в воде соусом кистью (мокрый соус).

В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных
беличьи, барсучьи, песчанковые, колонковые и др. (рис. 8).
Рисунок кистью позволяет решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

Определенный эффект достигается смешанной техникой рисунка разными материалами (уголь и сангина, акварель и пастель, перо и кисть).  

Курсы рисунка, школа живописи

Рис. 2 Комплект принадлежностей

Курсы рисунка, школа живописи

Рис. 3 Принадлежности для туши

Курсы рисунка, тренировка

Рис. 4 Тренировка

Курсы рисунка, курсы живописи, набросок

Рис. 5. Зарисовка растения. Перо, тушь


Курсы рисунка, курсы живописи, занятия рисунком

Рис. 6. Рисунок «Бюст Лаокоона». Уголь Рис. 7. Фигура в народном костюме.
Сангина


Кисти, курсы живописи и рисунка

Рис. 8 Различные кисти

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню